|
| |
Сообщение: 28
Зарегистрирован: 25.08.10
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 23.09.10 21:02. Заголовок: Статья 3 1. Одним и..
Статья 3 1. Одним из основополагающих устоев конституционного строя России является народовластие. В комментируемой статье раскрываются сущностные признаки такого понятия, как "власть народа", закрепляется конституционный механизм ее реализации, названы наиболее важные по своей социальной значимости и роли институты прямого властвования народа, сформулированы конституционные гарантии легитимности власти народа. Конституционно воедино связаны понятия "народный суверенитет" и "источник власти". Эти понятия и явления находятся в органической связи, их конституционное закрепление есть выражение демократической сущности Российского государства. Понятия "суверенитет" и "власть" органически взаимосвязаны. Термин "суверенитет" (souverein) происходит от среднелатинского "superanus", что значит буквально "более высокий". Само учение о суверенитете явилось результатом общественного развития государств Западной Европы и развивалось как теоретико-юридическое обоснование абсолютизма суверенной власти монарха. В науке конституционного права выделяют три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В последнее время философы, политологи, социологи, а иногда, к сожалению, и юристы стали говорить о суверенитете личности, связывая такую интерпретацию прежде всего с тем, что Конституция в ст. 2 признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Это недопустимо расширительное толкование. Понятие суверенитета есть качественная характеристика прежде всего государственной власти. Суверенитет - это верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти. Перечисленные признаки суверенитета есть тот критерий, который позволяет выделить и отграничить государственную власть от иных, других видов социальной власти: семейной, церковной, партийной и т.д. (см. также комментарий к ст. 4). Народный суверенитет, возникнув как идея, как конституционный принцип в XVII-XVIII вв., явился обоснованием и закреплением в конституционных актах тех времен роли и места народа как социальной общности во всех сферах жизни государства и общества. Среди трех видов суверенитета центральное место принадлежит народному суверенитету, который определяется как верховенство и полновластие народа. Суверенитет народа - это конституционный принцип организации и функционирования власти народа. Народ, выступая сувереном во всех областях жизни, сам определяет, как ему организовать свою власть. Это он и делает при помощи конституции. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные формы - государственные и негосударственные. Поэтому не случайно конституционное выражение: ":единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Именно воля народа придает качество легитимности государственной власти, всем ее формам. Указание конституционной нормы на источник власти подчеркивает ее первооснову. Понятие "многонациональный народ" употребляется не только в ч. 1 комментируемой статьи, но и в преамбуле Конституции Российской Федерации (см. комментарий к преамбуле). Данная конституционная формула исходит из того, что только весь многонациональный народ в целом есть носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Суверенитет многонационального народа России - это не арифметическая сумма воли населения каждого ее субъекта, а сущностная характеристика, означающая, что воля народа универсальна, постоянна, она охватывает все без исключения сферы жизни общества. Суверенитет народа нельзя ни сузить, ни расширить. Естественно, что любое волеизъявление только части многонационального народа Российской Федерации не есть выражение воли всего народа России. На это специально было обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г., что помимо многонационального народа России Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо носителя суверенитета и источника власти" (СЗ РФ, 2000, N 25, ст. 2728). 2. Определены следующие формы осуществления власти народа: 1) непосредственное волеизъявление, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это принципиально новая конституционная система власти народа в Российской Федерации. Во-первых, в советский период в Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации:" (ст. 2 Конституции РСФСР 1978 г.). Только в ходе конституционных реформ 1990-1993 гг. в действующую тогда Конституцию России было внесено положение о том, что народ осуществляет государственную власть непосредственно. Во-вторых, принципиальная особенность нынешней конституционной системы власти народа состоит и в том, что выделяется такой канал ее осуществления, как органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (см. комментарий к ст. 12). Таким образом, новая Конституция Российской Федерации четко обозначила, что необходимо различать конституционную систему власти народа (ч. 2 ст. 3) и конституционную систему государственной власти (ст. 11), что не одно и тоже. Такое различие важно для уяснения природы власти народа, ее конституционных основ и правового механизма осуществления. Свою власть народ осуществляет в двух формах демократии: прямой (непосредственной) и представительной. Последняя реализуется прежде всего через представительные учреждения и другие выборные органы. Долгие годы в литературе утверждалось и советская конституционная практика это подтверждала, что главной формой осуществления власти народа является представительная форма демократии. Ныне утверждать так - неверно по существу и некорректно по форме. Сведение прямой формы осуществления власти народа к положению второстепенной, вспомогательной, объективно принижает ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, т.е. она конституируется. Эффективное осуществление власти народа возможно только при сочетании прямой и представительной форм демократии. 3. В ч. 3 комментируемой статьи названы два института непосредственного выражения власти народа: референдум и свободные выборы. Российский конституционализм (теория и конституционная практика) выделяют следующие институты непосредственного выражения власти народа: выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти, другие имеют консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятия государственных решений всегда велико, ибо в них находит выражение воля народа. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. В комментируемой статье референдум и выборы определены как высшее непосредственное выражение власти народа. Конституционно устанавливается более высокая юридическая значимость решений, принятых на референдуме и в результате свободных выборов. Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Конституция Российской Федерации упоминает о референдуме в ст. 3, 32, п. "в" ст. 84, ч. 3 ст. 92, ч. 2 ст. 130. Часть 3 ст. 135 и п. 1 раздела второго содержат понятие "всенародное голосование", что, по сути, также означает референдум. Порядок назначения и проведения референдума регулируется ст. 84 Конституции и Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 7 июля 1995 г. (10 октября 1995 г.) N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3921). Федеральный конституционный закон определяет как вопросы назначения и проведения референдума, так и обстоятельства, исключающие его проведение. Так, на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Не могут выноситься на референдум вопросы: изменения статуса субъектов Российской Федерации; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Закон определяет обстоятельства, исключающие проведение референдума: во время введения военного или чрезвычайного положения на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум также не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Федеральный конституционный закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 27 сентября 2002 г. N 5-ФКЗ ("Российская газета" от 28 сентября 2002 г., N 184) устанавливает запрет на проведение референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, или если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти. Данный ФКЗ находится на рассмотрении в Конституционном Суде Российской Федерации. Высшим непосредственным осуществлением власти народа являются свободные выборы. Ныне они признаются одним из основополагающих принципов конституционного строя России. Свободные выборы отражают глубинную сущность российского конституционализма. Свободные выборы - обязательный атрибут реального народовластия, они обеспечивают фактическое, активное и постоянное политическое и юридическое участие граждан в решении всех важнейших вопросов жизни государства. Институт выборов в зависимости от конкретного соотношения политических и социально-классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе выполняет и роль орудия в борьбе за власть (господствующего класса или блока политических сил). Но в любом случае или в большинстве случаев выборы есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются высшие должностные лица в государстве и его регионах. Политико-правовая роль выборов в Российской Федерации в современный период состоит в следующем: во-первых, выборы - основополагающий принцип конституционного стоя России; во-вторых, выборы - институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти; в-третьих, в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям - Президенту, депутатам, другим должностным лицам - права на осуществление своей власти; в-четвертых, это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления, а также избрания различных должностных лиц в государстве; в-пятых, это легитимный способ реформирования системы власти, ее конституирования; в-шестых, выборы - это форма управления делами государства; в-седьмых, это механизм отбора и воспитания политической элиты и политических деятелей; в-восьмых, это процесс воспитания гражданского политического и правового сознания. Выборы как институт власти могут оказывать различное влияние как на общество, так и на дальнейшее развитие государства. Российское общество находится сейчас на переходном этапе своего развития. Подлинно гражданского общества Россия никогда не знала. Отсутствие многопартийности, демократических традиций, развитого парламентаризма, частной собственности не могло не сказаться на общественном мнении советского общества. Его менталитет формировался и был направлен на безоговорочное доверие официальному курсу, на поддержку и сохранение советской конституционной системы власти. Это и сыграло впоследствии свою роль. Введение принципа состязательности кандидатов на выборах способствовало нарастанию демократических процессов. послужило импульсом рождения элементов российского парламентаризма. Можно констатировать, что принцип состязательности кандидатов на выборах прочно вошел в российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов на выборах есть свидетельство зарождения действительно гражданского общества в России. В нынешних российских условиях выборы выполняют и роль структурирования гражданского общества. ибо введение принципа состязательности в избирательную практику позволяет более адекватно воплощаться общественному мнению различных социально-политических сил в результатах выборов. 4. Часть 4 комментируемой статьи по сути устанавливает правовые гарантии власти, признавая, что конституционной является только власть, предусмотренная настоящей Конституцией, в основу формирования и функционирования которой положены конституционные требования. Конституционными являются только те властные полномочия, которые основаны на Конституции и законе и получены в строгом соответствии с установленной законом процедурой. Захват власти, присвоение властных полномочий влекут за собой преследование по федеральному закону. Конкретные формы ответственности за такие преступления определены Уголовным Кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1997 г. В разделе Х "Преступления против государственной власти" содержатся статьи, устанавливающие уголовную ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 278 УК РФ). Установлена также ответственность за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК РФ).
|